Главная > О поселении > История

История

 

На нашей земле когда-то жили древние племена ижор, средневековые могильники которых были не так давно (2004 – 2005 годах) обнаружены археологами в районе реки Мга…

В начале XVIII века эта местность в 60 верстах от Петербурга стала вотчиной секретаря А.Д. Меншикова -  Алексея Волкова и по названию деревянной Успенской церкви стала называться мызой Успенской. В 1784 году Екатерина II мызу пожаловала графу И.А. Сологубу; тот обновил церковь и переселил на мызу своих крестьян-раскольников из Польши и Литвы. Так появилась Сологубовка, до сегодняшнего дня носящая имя графа. В 1837 году мызу Успенскую с публичного торга купила княгиня Т.В. Юсупова, ставшая полноправной хозяйкой не только села Успенского (или Сологубовки), но и деревень Пухолово, Погорелушки, Карбусели, Петрово, Турышкино, Лезье, Войтолово, Иваново, Сигалово, Кирсино. Сын её Б.Н. Юсупов, имевший "разные причудливые странности", переименовал Успенское в Благовещенское и задумал построить новый каменный храм во имя Благовещения. Место для храма он  выбрал на "Божьей горе" в Лезье. На средства князя в 1849 году составили проект церкви, утвержденный Николаем I, но этот проект не приняли священнослужители, а потому архитектор В.Е. Морган сделал новый проект. Тридцать тысяч рублей на строительство предполагали выделить сами Юсуповы, но затем все расходы взял на себя управляющий имением петербургский купец Егор Павлов "как из уважения к памяти покойного князя Юсупова, своего благодетеля, так и по усердию к церкви села Лезья, как его родины". Новый храм освятили в 1852 году но, вопреки желанию Юсупова, во имя Успения. Вскоре церковь оказалась тесна и в 1878 - 1881 годах к ней пристроили колокольню, и была "увеличена сама церковь".

Для строительства железной дороги от Обухова до Вятки (ныне Киров) власти откупили у Юсуповых земли, и в 1901 году появилась железнодорожная станция Мга. В 1905 году через нее прошел первый пассажирский поезд. Вокруг Мги тогда стоял густой лес, в котором князья Юсуповы любили охотиться. Позднее дачники арендовали здесь у Юсуповых 117 с половиной десятин. Газета "Дачная жизнь" в 1911 году писала, что близ станции Мга Северной линии  "к началу летнего сезона закончено много помещений, вполне пригодных как для летнего, так и для зимнего проживания". Новый дачный поселок стали называть Юсуповским. В 1917 году в посёлке насчитывалось 200 жителей, а в 1927 году Мга стала районным центром и крупным железнодорожным узлом; перед войной тут были 3000 жителей, работали школа, поликлиника и клуб.

В 1941 году, когда Мге исполнилось 40 лет с момента основания, грянула Вели­кая Отечественная война. Закончилась для мгинчан спокойная мирная жизнь. Уже че­рез месяц фашисты начали бомбить Мгу, а примерно через три месяца большая часть территории Мгинского района, в том числе и ст. Мга, была оккупирована фашистами. Около 2,5 лет в Мгинском районе хозяйнича­ли оккупанты. За это время было полностью разрушено все железнодорожное хозяйство от ст. Саперная до ст. Жихарево. Все адми­нистративные и жилые здания были уничто­жены до основания. Мгинский парк и все деревья в поселке были спилены. В течение этого времени населе­ние оккупированной территории, не успев­шее эвакуироваться, тиранили фашисты. Многих жителей – женщин, детей и даже стариков, немцы вывезли в Гер­манию и Прибалтику в концлагеря или на принудительные работы. Почти все деревни на оккупирован­ной территории оказались полностью раз­рушены и сожжены. Большинство из них были стерты с лица земли и навсегда ис­чезли с карт района и области. Вот непол­ный перечень этих деревень: Вороново, Лодва, Погостье, Виняголово, Карбусель, Мишкино, Гайтолово, Тортолово, Сиголово. Липки, Погорелушка, Келколово, Мед­ное, Синявино, Анненское, Арбузове, все эстонские хутора, находившиеся в районе ст. Михайловская, их было более тридцати.

В январе 1944 года началась военная операция наших войск по окончательному разгрому северной группировки фашист­ских войск и снятию бло­кады Ленинграда. Фашисты оказали упорное сопротив­ление, только 21 января 1944 года нашими войсками удалось освободить Мгу. Круп­нейший железнодорожный узел вновь ока­зался в наших руках. Москва салютовала в честь наших войск, освободивших Мгу, 12-ю артиллерийскими залпами из 124 орудий. 12 дивизий, принимавших участие в освобождении посёлка Мга, получили звание "Мгинская".

Мга, по сравнению с довоенной, не­узнаваемо изменилась. Станция и район­ный центр были полностью разрушены и уничтожены, построек не уцелело, зато на освобожденной территории можно было встретить большое количество немецких кладбищ с березовыми крестами. После войны посёлок отстраивали заново.

На сегодняшний день – станция Мга остается важнейшим железнодорожным узлом Октябрьской железной дороги.